
Фото: news.mail.ru
«Кавказская политика» предлагает вниманию читателей статью известного эксперта по Северному Кавказу Дениса Соколова. Руководитель «Исследовательского центра RAMCOM» обозначает основные вехи балкарского этнического движения в КБР, становление которого происходило на фоне социально-экономических катаклизмов и обострения политической борьбы.
Следует оговориться, что это лишь предварительные наброски. Погружение в тему, безусловно, потребует обращения к черкесскому вопросу и более развернутого изложения каждого из тезисов. Однако актуальность самой ретроспективы событий 25-летнего периода не вызывает у нас сомнений. Сокращение бюджетных потоков, похоже, серьезно изменит правила игры в регионе. На пороге новой реальности полезно оглянуться назад, чтобы извлечь уроки из недавнего прошлого.
Четыре этапа балкарского движения
Балкарская этничность вопреки нарративам самих балкарцев, экспертов и этнографов, много писавших и пишущих на эту тему, а также «соседей-спарринг-партнеров» кабардинцев, никогда не была непрерывной. Это была и есть череда социально-политических конструкций в разной степени укоренных в народе, использующих разные символы, или по-разному использующих одни и те же символы (земля, независимость, тюркские и аланские корни, справедливость и т.д.). Другими словами – на протяжении 25 лет разными поколениями балкарских активистов было создано как минимум четыре различных Балкарии.
В каком-то смысле здесь термин «этничность» находится в том же положении, что и термин «традиционность», которая якобы вступает в конфликт с модерном, оформляя, таким образом, главный разлом трансформирующегося общества. Но на поверку традиция оказывается всегда разной, ускользающей, а попытки определить модернизацию тоже нельзя назвать успешными. И это было бы полбеды. Часто результатом модернизации и оказываются новые традиции.
Часто результатом модернизации и оказываются новые традиции
Так получилось, что балкарское национальное движение всегда отражало суть политических процессов в целом в республике, как через увеличительное стекло. Задача этой статьи – предложить вариант классификации «балкарских национальных мобилизаций», расположив их в хронологическом порядке. Но сначала несколько предварительных замечаний.
С языком все более или менее понятно. В отличие от территориального вопроса. Практически все новые балкарские движения начинались с карт. Создавалась карта Балкарии. На ней, например, обозначались изъятые земли. Если земли были изъяты республикой, это все равно воспринималось как этническая дискриминация — отчуждение в пользу кабардинской элиты, «в среде которой балкарцы перестают быть балкарцами».
Экономическая и политическая основы этнического дизайна всегда были сложными, интересы мобилизуемых на различные акции участников редко совпадали с интересами реальных бенефициариев этих мобилизаций. Такая сложность служила поводом для критики как балкарского движения в целом, так и отдельных его лидеров.
Тем не менее именно лидеры стотысячного балкарского населения, а не полумиллионного кабардинского, сформулировали ключевые социально-политические требования, под флагом реализации которых, похоже, будут проходить следующие десятилетия. Это возвращение родовых и общинных земель, отчужденных в пользу новых «латифундистов» за первые 25 лет после ликвидации колхозной собственности, и передача властных полномочий на сельский уровень. По сути, это требование реституции, реального местного самоуправления и естественной смены элит.
Кабардинские же активисты, в силу включенности через патрон-клиентские сети в интересы региональной элиты, часто оказывались в роли штрейкбрехеров. Единственный, кто реагировал на смену политической конъюнктуры и с риском для собственной политической карьеры даже поддерживал инициативы балкарских лидеров – это герой Абхазии Ибрагим Яганов.
У него часто бывали трудности с социальной базой, часто его просто не понимали. Вообще, ряд факторов, которые здесь обсуждаться не будут, консолидируют кабардинцев вокруг собственной элиты и социальные интересы отступают на второй план. Как бы там ни было, в земельном вопросе и вопросах развития местного самоуправления кабардинские общественные деятели идут в фарватере балкарских движений.
В земельном вопросе кабардинские общественные деятели идут в фарватере балкарских движений
1960-е – 1992 гг. – период становления и институционализации национальной интеллигенции;
На фото: распределение земель

1992 – 1998 гг. – эпоха союза советской номенклатуры и организованной преступности;
1999
– 2010 гг. – период возникновения новой аристократии и маргинализации
организованной преступности на фоне роста цен на нефть;
2008 – 2014 гг. – период формирования сословного общества, мобилизация населения вокруг земельного вопроса (земли под застройку, сельскохозяйственные земли, земли под коммерческую недвижимость), местного самоуправления и доступа к правосудию.
Национальная интеллигенция
Первый период, «интеллигентной национальной мобилизации», – это время, когда лидерами народов становились советские национальные интеллектуалы. Начиная с оттепели 1960-х, национальная интеллигенция отвоевывала себе место в советской иерархической системе, и к концу 1980-х художники, профессора, особенно историки, получили право говорить от лица народа.
Это были люди с навыками думать, говорить и писать, которые в условиях свободы слова, когда публикации в газетах и митинги заменили на время коллективные письма и аппаратную борьбу, оказались властителями дум так быстро, что косноязычная и консервативная советская номенклатура сразу проиграла публичное политическое пространство.
Наступило время романтиков. В состав правления «Ныгъыш», кроме Махти Темиржанова, доцента кафедры «Тракторы и автомобили» КАБМАМИ и кооператора Хусея Байсиева, входили исключительно филологи, историки, литераторы и журналисты, такие как Бахаудин Этезов, работавший редактором балкарских передач на радио.
Как пишет в предисловии к своему блестящему историческому труду Борис Темукуев: «28 марта 2002 года бывший премьер-министр Кабардино-Балкарской Республики Георгий Черкесов в интервью местному телевидению по случаю праздника Возрождения балкарского народа сказал, что сепаратистские выступления балкарцев начались с невинных экологических статей Бориса Темукуева, истинный смысл которых мы тогда не поняли и не сумели своевременно его остановить».
К концу 1980-х, когда СССР уже рушился, но еще не было экономических интересов, сложившихся только в первой пятилетке 1990-х, именно национальная интеллигенция подняла вопрос об автономии Балкарии.
Но уже вскоре, в самом начале 1990-х, кроме независимости, свободы и демократии на повестке дня оказался вопрос о том, кто и по каким правилам будет распродавать колхозное имущество, контролировать поток контрабанды, приватизировать и распродавать промышленные предприятия. То есть встал ребром вопрос власти.
В результате номенклатура и организованная преступность оказались союзниками, романтики проиграли и были отодвинуты в тень. Тем не менее балкарское движение, уже в виде НСБН, несмотря на все попытки его развалить, продержалось до 1996 года.
2008 – 2014 гг. – период формирования сословного общества, мобилизация населения вокруг земельного вопроса (земли под застройку, сельскохозяйственные земли, земли под коммерческую недвижимость), местного самоуправления и доступа к правосудию.
Национальная интеллигенция
Первый период, «интеллигентной национальной мобилизации», – это время, когда лидерами народов становились советские национальные интеллектуалы. Начиная с оттепели 1960-х, национальная интеллигенция отвоевывала себе место в советской иерархической системе, и к концу 1980-х художники, профессора, особенно историки, получили право говорить от лица народа.
Это были люди с навыками думать, говорить и писать, которые в условиях свободы слова, когда публикации в газетах и митинги заменили на время коллективные письма и аппаратную борьбу, оказались властителями дум так быстро, что косноязычная и консервативная советская номенклатура сразу проиграла публичное политическое пространство.
Наступило время романтиков. В состав правления «Ныгъыш», кроме Махти Темиржанова, доцента кафедры «Тракторы и автомобили» КАБМАМИ и кооператора Хусея Байсиева, входили исключительно филологи, историки, литераторы и журналисты, такие как Бахаудин Этезов, работавший редактором балкарских передач на радио.
Как пишет в предисловии к своему блестящему историческому труду Борис Темукуев: «28 марта 2002 года бывший премьер-министр Кабардино-Балкарской Республики Георгий Черкесов в интервью местному телевидению по случаю праздника Возрождения балкарского народа сказал, что сепаратистские выступления балкарцев начались с невинных экологических статей Бориса Темукуева, истинный смысл которых мы тогда не поняли и не сумели своевременно его остановить».
К концу 1980-х, когда СССР уже рушился, но еще не было экономических интересов, сложившихся только в первой пятилетке 1990-х, именно национальная интеллигенция подняла вопрос об автономии Балкарии.
Но уже вскоре, в самом начале 1990-х, кроме независимости, свободы и демократии на повестке дня оказался вопрос о том, кто и по каким правилам будет распродавать колхозное имущество, контролировать поток контрабанды, приватизировать и распродавать промышленные предприятия. То есть встал ребром вопрос власти.
В результате номенклатура и организованная преступность оказались союзниками, романтики проиграли и были отодвинуты в тень. Тем не менее балкарское движение, уже в виде НСБН, несмотря на все попытки его развалить, продержалось до 1996 года.
Номенклатура и организованная преступность оказались союзниками, романтики проиграли
Партхозактив и бандиты
«Интеллигентный» период закончился в 1991-1993-х годах. Когда сформировалась окончательно (после расстрела в 1993 году парламента) в стране и республиках та группа, которая управляла «капитализацией» промышленного и колхозного имущества. Она выглядела как союз криминализованной еще при позднем СССР номенклатуры (из председателей колхозов, республиканских чиновников и представителей правоохранительных органов) и собственно лидеров организованной преступности. Эти две группы научились действовать сообща еще в условиях административного рынка брежневской эпохи.
Второй период – время бандитов и номенклатуры — вывел в свет других героев, в руках которых оказался «балкарский вопрос». Много сказано и написано про Куанча Бабаева, балкарца, одного из главных криминальных авторитетов в республике в 1990-х, начале 2000-х годов. Личность противоречивая и драматическая. Это было время борьбы за власть и финансовые потоки. Будь то «балкарские деньги», выплаченные в качестве реабилитации, средства на развитие СЭЗ, распродажа колхозного имущества (особенно техники, КРС и овец) или распил металла с Тырныаузского ГОК.
Говорят еще о «времени племянников». В этой мутной воде получить контроль над хорошим активом или пулю в лоб было почти равновероятно. Сами представители номенклатуры и их дети осторожничали, но при административной и финансовой поддержке на первый план выходили племянники, одноклассники, братья и т.д.
Во время борьбы за власть получить контроль над хорошим активом или пулю в лоб было почти равновероятно
Но все эти перераспределения активов, точнее – их первичное распределение, не были предметом общественной дискуссии. Люди как то выживали – на заработках, перестраиваясь на торговлю и сервис, работали на приусадебных участках. Кто-то боролся со скотокрадством силовыми методами, кто-то участвовал в разграблении колхозного имущества, кто-то торговал спиртом и другой контрабандой.
Конец организованной преступности?
К концу этого периода конкуренция между бандитами и чиновниками за власть не то, чтобы обострилась, но пришло время определяться – кто в доме хозяин. Бандитов, на плечах которых были приватизированы земли, разворован скот и государственное имущество, пришло время ликвидировать.
В живых оставили управляемых национальных героев, вроде Куанча, который в 2003 году погиб в результате несчастного случая. В целом организованная преступность была «зачищена» правоохранительными органами, которые в республике тогда возглавлял Хачим Шогенов, обязанный своей карьерой Валерию Кокову.

На фото: Нальчик. 2005 год
Этот
же глава МВД в КБР прославился жестким прессингом мусульман. Возможно,
именно его методы давления привели к тому, что на путь вооруженного
джихада встали такие религиозные интеллектуалы как Анзор Астемиров и
Муса Мукожев, в итоге расплатившиеся жизнью за свой выбор.Ушедшие в лес мусульмане не без участия представителей политических элит и правоохранительных органов функционально заменили «блатных». Более эффективные, потому что идейные, и менее опасные политически так называемые «лесные» легко подвинули «традиционный» криминал.
«Лесные» пришли на смену «блатным» не без участия представителей политических элит и силовиков
Тогда амиром района стал Джамал Хаджиев из села «Былым». В прошлом – спортсмен-боксер, тренер, активный участник Тырныазуской группы «силовых предпринимателей». С середины 1990-х он становился все более религиозным, сначала учился у имама Былымской мечети, выпускника медресе в Бухаре. Потом увлекся проповедями Багаутдина Магомеда Кебедова из Дагестана, объявившего шариат в нескольких селах Цумадинского района Дагестана, что и спровоцировало вторую чеченскую войну.
По некоторым данным, Джамал был союзником администрации в борьбе с национальными балкарскими лидерами, способствовал удалению Хызыра Макитова с должности главы Эльбрусского района и был близок к убитому в Москве Альберту Назранову, одному из главных «распорядителей» Арсена Канокова. В итоге Хаджиев был убит в 2010 году.
Бунт сельских глав и ССБН
Третий период — примерно 1999-2010 гг. – время становления настоящего сословного общества на Северном Кавказе, да и в целом в Российской Федерации. Формируются республиканские элиты, распоряжающиеся растущими бюджетными финансовыми потоками, приватизировавшие государственные институты, правоохранительные органы и даже борьбу с терроризмом и экстремизмом.
Можно с большой долей уверенности утверждать, что эскалация насилия на Северном Кавказе вообще и в Кабардино-Балкарии в частности, включающая не только террор по отношению к предпринимателям и милиционерам, общественным и этническим активистам, – это функция растущего неравенства, судебного и правоохранительного произвола и жестокой политической борьбы внутри элит за финансовые потоки.
Косвенным подтверждением этого является то, что как только борьба за власть в республике между Каноковым и Кардановым была прекращена, борьба за ресурсы развития между администрацией Канокова и КСК Ахмеда Билалова сошла на нет (Билалов покинул пост и страну, Каноков перешел на работу в Совет федерации, такие активные игроки, как Альберт Назранов, были нейтрализованы), а финансовые потоки перестали расти и стали уменьшаться, терроризм и экстремизм почти прекратились. В этом смысле деятельность Юрия Кокова на должности главы республики может оцениваться как исключительно конструктивная.
Параллельно формированию этой новой аристократии шла борьба за то, кто в нее войдет. Для многих глав балкарских сел и районов интересы населения, которое их выбрало, и интересы бюрократии оказались несовместимыми. Это уже было при Канокове. Впервые земельный вопрос возникает не только, как символический, но как практический вопрос десятков тысяч домохозяйств.
Для многих глав балкарских сел и районов интересы населения и бюрократии оказались несовместимыми
Ранее, в 2005-м, был убит глава «Хасаньи» Артур Зокаев, не пожелавший согласиться с ликвидацией сельского муниципалитета как политической единицы при вхождении в Нальчик. Сменились главы Эльбрусского района, «Аксу», «Верхней Балкарии». В это же время и как медийный политический проект, и как основной инструмент формирования балкарской идентичности большую роль играет «Совет старейшин балкарского народа» (ССБН).

Смесь политической борьбы и борьбы социальной проявилась в этот период и в эклектике форм. Так, наряду с судебными исками против межселенных территорий, попытками раздать людям земли, сохранить политический статус «Хасаньи» и «Белой Речки», были и такие события, как противостояние у «Кенделена» в сентябре 2008 года. Когда жители села и поспешившие к ним на помощь балкарцы со всей республики остановили конный пробег, посвященный 300-летию победы Кабарды в Канжальской битве, чтобы не дать установить памятную стелу на балкарской земле.
Закончился этот период закреплением межселенных территорий через закон об отгонном животноводстве и включением «Хасаньи» и «Белой Речки» в состав Нальчика наряду с другими поселками. А также передачей большинством балкарских сел права распоряжения землей в районы, полностью управляемые республиканской администрацией.
Правда, поселку «Эльбрус» во главе с Узеиром Курдановым удалось делегитимизировать межселенные территории через Конституционный суд. Но «Эльбрус» и его глава – случай уникальный. Им единственным удалось полностью раздать землю в черте поселения, и при этом в целом удержать гостиничный бизнес, хотя годичная КТО и отбросила отельеров на годы назад. Тем не менее время сельских глав и ССБН, который был признан экстремистской организацией, завершилось.
Два мира 2010-х
Таким образом, формирование новой номенклатуры почти завершено, главы сел в нее не вошли. Формальные и неформальные институты, определяющие новый социальный порядок, закрепляют не только неравенство, но и право санкционировать собственность и насилие в руках олигополии.
Общество четко разделено на два мира. Политическая элита, которая имеет доступ к бюджетным деньгам, сосредоточившая в своих руках судебную, административную, законодательную власть и основные медийные ресурсы. И большинство населения, которое все в большей степени оказывается предоставлено само себе.
Четвертый период – это время таких активистов, как Мурадин Рахаев. В их арсенале – голодовки на Манежной площади, митинги и нечто новое – самозахваты бывших сельских или колхозных земель.
На смену внутриэлитным конфликтам постепенно пришли конфликты социальные, даже межсословные. Структурная дискриминация балкарцев состоит в том, что политическая элита в КБР преимущественно кабардинская, в то время как большая часть балкарского населения оказалась стороной социального протеста. Этот социальный протест строится вокруг земли, как и почти все протесты на Северном Кавказе.
Активность протестных движений населения, направленных на возврат земельных активов, часто законно, но в высшей степени несправедливо присвоенных небольшой группой «олигархов», будет расти. По нескольким причинам.
Прекращение роста и начало падения цен на нефть обострит потребность в земле – другие способы заработка, кроме сельского хозяйства, будут сходить на нет. Как для элиты, так и для простых крестьян.
Прекращение роста и начало падения цен на нефть обострит потребность в земле
Миграционные потоки в Москву и другие крупные города приостанавливаются, так как строительство и торговля переживают спад.
Переломный момент наступит тогда, когда в производстве типа былымской капусты, кахунских помидор, городских и сельских швейных мануфактур Баксана, фруктовых садов «Кенже» и «Верхней Балкарии», откорма в «Кменомостском» и заготовке сена в «Хабезе» окажется задействовано больше людей и ресурсов, чем в государственном секторе, полиции и бюджетных теплицах и животноводческих комплексах.
Ничего нового – земля крестьянам, фабрики капиталистам, доступные суды и народная милиция. Балкарский «этнический» протест сегодня – это модель завтрашнего масштабного социального протеста, к которому присоединятся и кабардинские, и русские, и любые другие фермеры и городские жители.
Тем не менее, если новая администрация, как позволяют надеяться события вокруг «Белой Речки» (зарегистрирован ЖСК, который позволяет после распоряжении о выделении земель ввести захваченные земли в правовое поле) сможет аккуратно разрешать противоречия, то политической эскалации удастся избежать и кризис ближайшего десятилетия будет вполне управляемым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий