Поиск

вторник, 20 мая 2014 г.

ОТЕЦ ЭЛЬБРУСА ч.2

   Так уж сложилось, что об этих вулканах в Кабардино-Балкарии мало кто знает. Опросив десятка два своих знакомых, мы услышали лишь один более-менее вразумительный ответ. А ведь Верхнечегемский – крупнейший из множества кавказских вулканов. Более того, всем известный Эльбрус – его сын и наследник.

   Ученые подсчитали, что Верхнечегемский вулкан извергался не менее восьми раз: считается, что одно из них описал древнегреческий географ Страбон, автор знаменитой « Географии»  – самого обстоятельного источника по истории и этнографии Северного Кавказа в начале нашей эры. Причем последнее извержение произошло всего несколько столетий назад (до 500 лет; Эльбруса – до 1500 лет), когда « из нескольких боковых центров излились закрученные канатные лавы.  Сам конус вулкана высотой 2 500 м и диаметром 16 км сложен более древними лавами, нижние из которых изливались в условиях равнинного рельефа. Мощность Верхнечегемского вулкана достигает почти 3000 м, после первого извержения его основание глубоко осело, и он оказался ниже Эльбруса.


…Эльбрус начал действовать одновременно с Чегемом, проявил большую активность и в целом моложе. Наследник Эльбруса – такой же полифазный вулкан – образуется в районе истоков Эшкакона примерно через 2 млн лет, а более молодые – еще севернее. В ближайшие тысячелетия активность ожидается только в южной половине этого полукруга, а также в поперечной полосе к югу от Казбека».
  …Мы поднимаемся все выше и выше, петляя по осыпям, используя тропки, проторенные лошадьми и яками. Они пасутся сами по себе и остаются здесь вплоть до того момента, пока траву не спрячет снег. Он уже покрыл не только дальние, но и все ближние вершины, языками спускается в лежащие по обе стороны плато. Еще немного – и четырехчасовой конный переход близок к завершению; мы на одной из высших точек лавового нагорья.
Слева, практически на одном уровне с нами, знаменитая вершина Кум Тюбе с ее скальным изгибом. Внизу, под нами, относительно ровная площадка с горным озерцом и буйной речкой Джилги-су, уходящая в одноименное ущелье, то самое, что так и не пропустило нас в августе на плато. Справа еще одно плато, по которому мы и двигались, а далеко под ним, в клубящихся облаках, долина Чегема.
   Вокруг  удивительнейшая горная панорама снежных пиков, обрамляющих по всему периметру Верхнечегемское лавовое нагорье. Ослепительное солнце равнодушно освещает безжизненный безмолвный пейзаж. Ни звука – не слышно птиц, не гудит ветер. Тишина поражает и настораживает. Время словно остановилось. Никого и ничего.
Дрожь пробегает по коже от одной только мысли: каково же остаться здесь в одиночестве – спрятаться негде, укрыться – тем более, согреться нечем – на многие километры ни деревца. И ночевка, которую мы предполагали осуществить здесь (правда, в летний период), уже не выглядит столь привлекательной, даже в контексте возможной встречи с неопознанными объектами, кои здесь, на плато Кум Тюбе, наблюдали неоднократно. Не случайно ведь исследователи непознанного называют места эти весьма таинственно: аномальная зона « Альфа» . Но лично мы в день пребывания здесь ничего необычного, к сожалению, не увидели. За исключением двух каменных кругов, непонятно для чего предназначенных и с какой целью сооруженных. Диаметр обоих (около четырех метров) не предполагает соотнести их (по причине малой вместимости) с чем-то вроде загонов для скота. Тем более что круги сплошные, без намека на вход и расположены на коротком (около тридцати метров) рассто­янии друг от друга. С какой целью была осуществлена столь непродуктивная работа, для нас так и осталось неясным; открестились от кругов и пастухи, утверждая, что они были здесь всегда, по крайней мере, сколько они себя помнят. Тем не менее сомнений,  что круги рукотворного происхождения, ни на мгновение не возникает.
   Повторимся: необычного, выходящего за пределы разумения и понимания, мы действительно не зафиксировали, но вот ощущение того, что не одни, наличествовало: то на одном из дальних склонов вспыхнет и мгновенно погаснет солнечный лучик, словно отблеск от увеличительного стекла бинокля; то при абсолютно чистом, свободном от облаков небе проплывет по земле тень – непонятно откуда взявшаяся, кем отраженная; то поймаешь себя на желании обернуться, поймать чей-то пристальный взгляд, идущий откуда-то сверху, со стороны огромных, но в то же время соразмеримых друг с другом каменных плит, своеобразной выкладкой обрамляющих подступы к одной из вершин.

  И понятно, что солнечный луч отражается  отполированным куском магмы с металлическими вкраплениями, что разреженный воздух создает иллюзию движения, а напряженное воображение – присутствия, но, тем не менее, вера в чудесное, запредельное здесь велика как нигде.

  В безмолвии мира природы ищешь ответов, и если последних нет, то многое, естественно, домысливается. Причем каждым из нас по-своему. Вот поэтому ниже мы расскажем о том, чему хоть и не были свидетелями сами, но во что верим. А если точнее – хотели бы верить…

Комментариев нет:

Отправить комментарий